Прикоснулись к творчеству Петра Лещенко

Не так давно в Великолукском драматическом театре состоялась премьера моноспектакля «Я тоскую по Родине!» (12+). Надо отметить, не всякий раз случается увидеть что-то до такой степени интересное и необычное в стенах храма Мельпомены.

Спектакль посвящен жизни, любви, а также трагическому финалу знаменитого певца. Ну… и, конечно, самим песням, которые звучат с глубоким чувством и неизменной эстетикой. Их девятнадцать! Знаковые и всем знакомые песни ХХ века. Перед зрителями, пришедшими на спектакль, стремительно проносится вся бурная жизнь знаменитого певца Петра Лещенко, в той интерпретации, какой ее воссоздали в своем воображении такие творческие и интересные люди, как Павел Сергеев и Михаил Морозов.

Павел Сергеев, главный режиссер ВДТ, заслуженный артист России, – об идее создания моноспектакля, о трудностях работы над ним, а также непростой судьбе Петра Константиновича.

– Петр Лещенко – звезда мировой эстрады 30-х – 50-х годов, символ России на Западе, голос и даже имя которого были под запретом в Советском Союзе очень долгое время. Меня давно интересовала судьба этого певца. История его яркой и парадоксальной жизни была полна различными невероятными событиями, – отмечает Павел Петрович. – Его жизнь – это захватывающая драма. Родился в Российской империи, вырос в Кишиневе, был ранен во время Первой мировой войны, а вернулся с войны подданным Румынии. Петр Лещенко – великий король танго, звезда богемы и любимец народа. Ему аплодировали и белые, и красные, офицеры и солдаты Советской армии, румыны и даже немцы. За его пластинками охотилась вся Европа, но за этот головокружительный успех судьба заставила Петра Лещенко расплатиться сполна. Многие люди, слушая его песни, порой не знают даже фамилии исполнителя. Десять лет назад я решил написать монопьесу для себя о трагической судьбе великого короля танго. Мне было интересно, я начал копаться в архивах, воспоминаниях и его дневниковых записях и в дневниках его жены – Веры Белоусовой-Лещенко. Я понимал, что можно создать материал об этом человеке и рассказать о том, какой это был уникальный певец, который по независящим от него причинам случайно оказался в Румынии, но всю свою жизнь очень мечтал вернуться на Родину, в Советский Союз. Ведь такая же мечта была и у Александра Вертинского, и у Алексея Толстого, и им дали эту возможность, а Петру Лещенко такой возможности не предоставили. Меня интересовало: почему? Но, к сожалению, даже сегодня ответить на этот вопрос точно нельзя…

– Павел Петрович, долго ли материал ждал своего актера?

– Так как пьеса была написана давно, она лежала и ждала своего часа. Но вы же знаете, все, что пишется «в стол», рано или поздно возникает. «Всему свое время, всему настанет свой черед…», как писала Марина Цветаева. А потом возникли свои жизненные ситуации, которые подсказали мне, что вот именно в этот момент стоило бы вновь обратиться к творчеству Петра Лещенко. И когда в нашем театре шесть лет назад появился молодой харизматичный артист Михаил Морозов, то я подумал, что через какое-то время этот парень смог бы, пожалуй, сыграть Петра Лещенко и рассказать зрителю историю его жизни. Но нужно немножко «подрасти», нужно чуть-чуть набраться опыта на других ролях, прежде чем взяться и осмыслить эту незаурядную личность.

20210128 DSC 5616 682x1024 - Прикоснулись к творчеству Петра Лещенко
Михаил Морозов в роли Петра Лещенко

На репетициях, застраивая мизансцены будущего спектакля, я подсказал ему, как работать со зрителем в моноспектакле, как грамотно и разнообразно донести текст, как лучше зацепиться за материал. Михаил начал пробовать исполнять песни Петра Константиновича, стремился найти свою манеру исполнения вокальных произведений. Началась долгая и кропотливая работа над спектаклем. Роль Петра Лещенко стала этапной в творческой судьбе Михаила Морозова. Он действительно актерски вырос и взял еще одну свою профессиональную высоту. Час сорок на сцене, один на один со зрителем – это поистине нелегкая задача! У меня был свой моноспектакль «Макбет» (12+), но длился он час десять, и, поверьте, это непросто!

– А на какую возрастную категорию рассчитан спектакль?

– Для всех. Пусть каждый найдет в спектакле свою тему, свой личный интерес к происходящему на сцене. Пусть каждый откроет для себя неизвестного Петра Лещенко, найдет в спектакле что-то личное. Может быть, кто-нибудь из молодежи после увиденного захочет что-то прочитать о нем, послушать его песни, узнать о нем больше. А старшее поколение, для них это – их молодость, их жизнь. Ведь у Лещенко всегда было очень много поклонников и в Советском Союзе, и на Западе. Его песни пели везде, а сколько пластинок было выпущено!

– Ставили ли вы с Михаилом задачу максимально попасть в образ?

– Нет, конечно! Мы вообще не претендовали на стопроцентное попадание в Петра Лещенко. Потому что он – это целая планета, это уникальное явление не только в отечественной, но и в мировой культуре! И тембрально попасть в него просто невозможно! У него своя уникальная и неповторимая манера. Поэтому мы решили, что Михаил будет исполнять песни в своем тембре и регистре. Но самое главное – это то, что ему удалось точно передать характер певца: страстный, эмоциональный, вспыльчивый, тонкий и ранимый, передать его харизматичность.

– Когда вновь вспомнили и «запели» Лещенко?

– В конце 80-х годов снова начался бум на Петра Лещенко. В этот период вернулась из Румынии в Союз Алла Баянова, хорошо знавшая певца. Она также долгие годы стремилась вернуться на Родину, и ей это удалось лишь в конце 80-х годов. Может быть, Петр Лещенко, если бы дожил до этих лет, тоже вернулся бы и тогда сбылась бы главная мечта его жизни. И вот в тот момент, когда были открыты границы, когда пал «железный занавес», мы наконец-то узнали и открыли во второй раз этого столь замечательного певца! Все его песни очень известны! Они поются и перепеваются многими нашими сегодняшними исполнителями: Константином Хабенским, Олегом Погудиным, Евгением Дятловым и многими другими. А его песни о Родине и о тоске по ней прекрасны и трагичны. Для него было важно, чтобы его песни жили и после его смерти. И они живут, а это главное.

– Что Вы знаете о последних днях жизни Петра Константиновича?

– Версий о конце жизни Петра Константиновича множество. Несмотря на то, что он был арестован румынскими органами безопасности, допросы велись советскими представителями. Но что случилось дальше – об этом никто не знает. Ясно одно: Петра Лещенко не стало 16 июля 1954 года, он умер в тюремной больнице. Его жизнь оборвалась в 56 лет, но в целом он прожил яркую и насыщенную жизнь. В его судьбе переплелось все: любовь, ревность, политика. Увлекательную и интересную жизнь прожил этот выдающийся человек, но в то же время она была сложной и трагичной. И даже сегодня пробелы в его биографии будоражат многих историков и литераторов.

– Павел Петрович, а Вы можете назвать себя патриотом?

– Я думаю, что каждый человек должен быть патриотом. По одной простой причине: это моя страна, моя жизнь. Какая бы она ни была, я ее люблю. Я бы даже так сказал: мое счастье в том, что я родился и вырос в Советском Союзе и что живу в России. Моя Родина дала мне прекрасное образование, счастливое детство, которым я горжусь, у меня сейчас хорошая работа. Я горжусь своей страной, другой у меня нет. Да, бывают какие-то сложности, а у кого их нет? Мы стараемся их преодолевать. Я вижу, что о нас думают и заботятся, но страна большая и люди на местах разные. А патриотизм, он все-таки, наверное, проявляется не только в большом, но и в малом, в том деле, которое ты делаешь честно, искренне и с любовью! То, что мы сделали этот спектакль, – это наш вклад и вклад нашего театра в маленькую долю патриотизма, которую мы все вносим в театральную жизнь страны.

Михаил Морозов, актер ВДТ, – о спектакле, жизни героя и своих собственных переживаниях…

Поскольку артист еще очень молод, да и знаем друг друга достаточно долгое время, мы решили, что форма «ты» в данном случае подойдет куда более. Надо сказать, что Михаил также чудесный собеседник и, несмотря на усталость после только что сыгранного спектакля, он охотно отвечал на все многочисленные вопросы.

20210128 DSC 5962 1 1024x682 - Прикоснулись к творчеству Петра Лещенко

– Миша, это твой первый моноспекталь?

– Да, мой первый в жизни, и сразу такой большой. Это очень интересно и необычно! Скажу честно: я вообще не знал, кто такой Петр Лещенко.

– Даже песен не слышал?

– Нет, никогда не слышал его песен, не встречался с его творчеством, и для меня – это открытие: шикарные песни, восхитительные танго, фокстроты. Это огромнейший опыт для меня, поскольку час сорок на сцене – это действительно тяжело!

– В 2013 году вышел восьмисерийный телевизионный сериал с участием Ивана Стебунова и Константина Хабенского в главных ролях (юный и зрелый Лещенко соответственно). Миша, исполняя роль Петра Константиновича, ты брал с кого-нибудь пример?

– Нет, я ни на кого не смотрел, шел лишь от внутреннего ощущения. Потому что нигде никакой информации о том, каким он был, как готовился к выступлениям, как исполнял песни, нет. Я шел мелкими шагами, никуда не заглядывая… Да, конечно, фильм смотрел. Но копировать кого-то я не стал. Я пошел от себя: во-первых, от своих вокальных данных, от своего диапазона, от своего характера, внутреннего мира и так далее. Просто считаю, что такие вещи и тем более таких людей надо воспринимать такими, какими мы их представляем внутри себя, потому что мы не жили в то время.

– Михаил, в спектакле главный герой исполняет множество песен. Как ты вообще справляешься с этим и сколько ушло времени на подготовку?

– Я очень давно не занимался вокалом. В последний раз профессионально пел в институте. Это было лет восемь назад. 19 песен подряд! – это очень тяжело, тем более на неподготовленные связки. Плюс еще нужно говорить и танцевать. Некоторые песни я успел «присвоить» себе, и мне ничего не стоит их исполнить, а некоторые еще петь сложновато, но я думаю, что со временем это уйдет. Мне очень помогла Маргарита Амирханян (руководитель фольклорного ансамбля «Заряница», обладатель почетного звания «Душа земли Псковской» – прим. автора), настоящий профессионал своего дела, она провела со мной три занятия, направила, сделала все для того, чтобы песни, которые я исполняю, звучали лучше.

– Павел Петрович, говоря о тебе как об актере, сказал, что ты уже дорос до подобной роли. Ты согласен с ним?

– Если честно… Мне режиссер дал текст, я прочитал, мне понравилось, я начал изучать биографию этого человека, слушать песни, посмотрел сериал. Я, в принципе, не ожидал, что когда-то в моей жизни будет моноспекталь. Что касается «дорос или не дорос», я не знаю – все это видно только режиссеру. Я всего лишь прикоснулся к творчеству Петра Лещенко, прикоснулся к моноспекталю как жанру!

– Миша, ты патриот?

– Да, я рад, что живу здесь.

– Можешь ли ты назвать Павла Петровича своим наставником? И что пожелаешь напоследок нашему великолукскому зрителю?

– У Петра Лещенко был такой человек в жизни, как Данила Зельцер, помогший ему ощутить себя артистом и положивший начало его известности. Так вот, я считаю, что в моей жизни таким человеком оказался Павел Сергеев. Он принял меня на работу в театр и действительно дал возможность творчески развиваться. Я за это очень благодарен. Кто знает, в какой бы театр я поехал после окончания учебы и как бы сложилась моя судьба. Но именно в великолукском театре она такая… И поэтому я хочу пожелать зрителю, чтобы он не боялся делать что-то новое, шел только вперед и не задумывался о том, что про него скажут и что подумают. Чтобы каждый день приносил огромное счастье и оставлял яркие краски в его прошлом и настоящем!..

Что бы ни говорилось в разных источниках про Петра Константиновича, одно ясно: такие артисты рождаются и живут лишь раз в сто лет! И пусть его песни не очень сложны и нагружены словом… но зато как дергают за ниточки наши души! Как ярко и легко передают «Ах эти черные глаза», «Чубчик», «У самовара я и моя Маша» и многие, многие другие то настроение целого столетия! Всей эпохи! И до сих пор песни его живы, а значит, и сам певец вместе с ними. И мы, зрители, благодарны нашему театру за то, что, невзирая на все перипетии сегодняшнего времени, на нашу сцену, на наши подмостки все чаще и чаще выходят такие герои, как Петр Константинович Лещенко. Мы снова вспоминаем артиста и его песни! А это значит одно: битва за Родину все-таки выиграна!..

Евгений Николаенков, фото автора