Актриса ВДТ Алина Бичай о жизни в Москве и Великих Луках

Вот и наступили времена, которые предсказывали, – столичные жители потянулись в провинцию. Правда, некоторые предусмотрительно сделали это заранее, как, например, актриса Великолукского драматического театра Алина Бичай. Два года назад, когда многие из великолучан хотя бы мысленно прокладывали маршрут в московско-питерском направлении, она приехала в наш маленький городок, чтобы служить искусству…

За этот сравнительно небольшой срок было сыграно немало ролей, в том числе в двух спектаклях, которые вошли в лонг-лист престижной театральной премии «Золотая маска». А совсем недавно Алина стала победителем конкурса в номинации «Профессионализм и мастерство» ежегодного городского конкурса среди творческих работников сферы культуры города.

– Алина, как это случилось: молодая, красивая, из столицы… приезжает играть в Великолукском драматическом театре?

– Все не очень просто, конечно. Я закончила ТИ им. Бориса Щукина, но факультет дополнительного образования. После окончания у меня был один путь – ходить по кастингам, пробовать себя в кино, у меня даже агент появился. Но я очень хотела в театр, это настолько манящая сфера… даже объяснить не могу. Магия. А в столичные театры я не могла попасть даже на прослушивание – очень закрытая система. Поэтому мой друг, а сегодня еще и коллега – Сергей Гостюжев позвал меня прослушаться в Великолукский драматический театр. И я бросила все: квартиру в Москве, друзей, родителей, работу, город и приехала сюда. И пока еще ни разу не пожалела. Сегодня я точно знаю: мое от меня никуда не уйдет, риск – действительно дело очень хорошее, а театру я благодарна просто безумно. Я принимаю участие в спектаклях очень талантливых режиссеров.

TBGdMUB6hxw - Актриса ВДТ Алина Бичай о жизни в Москве и Великих Луках

Маша в спектакле «Три сестры»

– Родители отговаривали от переезда? И как вообще они отнеслись к Вашему профессиональному выбору?

– Еще как! Представьте себе: я закончила с красным дипломом МГУ им. Ломоносова, а до этого гимназию с английским уклоном. И тут заявляю: «Я уезжаю работать в Великие Луки, в театр». Родители, хоть и поддерживали меня в артистическом выборе, но крайне переживали. А теперь гордятся всем происходящим со мной в театре. Приезжают на все премьеры.

– А когда родилась эта мечта – стать актрисой, да еще и театральной? Обычно ведь молодые люди мечтают о главных ролях в кино, которое смотрят миллионы…

– Всегда мечтала. Лет с пяти точно. Мне не хотелось сниматься в кино, быть популярной и прочее, я даже Инстаграм практически не веду. А театр манил всегда. Уверена, у каждого человека есть что-то, от чего замирает сердце. Вот у меня замирало от театра.

– Ваши первые впечатления от нашего города?

– Когда я только приехала, мой друг говорил, что я самый счастливый человек в Луках. Весь город у меня сузился до нашего театра. Если это дорога – то дорога в театр, если улица – она измеряется близостью или удаленностью от театра. И меня нисколько не смущало, что я теперь живу в маленьком городе, уютном и солнечном, с большим количеством чаек. Но, не буду лукавить, когда наступают периоды без работы, мне здесь становится немного скучно. Я привыкла к большому городу, мне нужны большие пространства и выбор – куда сходить.

– Алина, как встретил театр? Помните свой первый день в нем?

– Театр встретил хорошо, лучше и представить нельзя. Валентина Ивановна Зандер переживала за меня, помогала, подсказывала, советовала. Коллеги, теперь уже друзья, тоже встретили очень тепло. Когда не получалась первая роль, писали мне, поддерживали, чуть ли не шефство брали. В театре много замечательных людей, и я их всех люблю.

– А что это за роль была, первая и трудная? И долго ли ее пришлось ждать или сразу, переступив порог театра, – в бой?

– Сразу в бой. Но я была введена во второй состав на несколько ролей в спектакль «Волшебник изумрудного города». Очень боялась всего, была в диком зажиме, впервые оказавшись на большой сцене перед незнакомой труппой, даже на стул не могла взобраться, не уронив его.

– Следующая роль далась уже легче?

– Следующая роль Кати в спектакле «Базаров» далась проще. Там я понимала, что делаю, что чувствует Катя, о чем она мечтает. К тому же моим основным партнером оказался все тот же Сережа Гостюжев. Его вера и поддержка мне очень помогли.

– Делите ли роли на любимые и те, которые нужно просто отыграть?

– Нет, это точно. Пока, во всяком случае. Переживаю за каждую. Как только такая мысль заходит в голову, сцена тут же мстит.

– Насколько важно для артиста сопереживать своему персонажу, ощущать духовную близость, понимать мотивы его поступков? Или можно с тем же успехом играть героя, к которому совершенно не испытываешь симпатий?

– Своего героя нужно в первую очередь понимать. Пойму я – поймет и зритель. Сопереживать и находить общие болевые точки с персонажем для меня важно, важно быть адвокатом своей роли, но это не значит, что я не должна как актриса показать его отрицательные стороны, сглаживать углы.

– Вам довелось играть роль Марины Мнишек в третьей части драмы «Борис Годунов». Сопереживали ли Вы своей героине? И нашли ли в ее образе импонирующие Вам черты? 

– Это произошло во время театральной лаборатории в Пушкинских Горах. У нас было всего пять дней, и, конечно, полноценной работы над ролью у меня не получилось. Но мне кажется, с этой героиней у нас схожие темпераменты. Ко мне подошла директор усадьбы Петровское, где мы играли свой отрывок, и сказала, что я очень точно уловила характер. Близка ли мне ее жажда власти, могу ли я пойти по головам? Точно нет. Но понять, представить то воспитание, которое получила Марина Мнишек, семью, в которой она выросла, ценности, которые усвоила, мне вполне по силам.

– Вопрос, который задаю всем: какова главная задача искусства?

– Однозначного ответа, думаю, нет, но мне кажется, что искусство несет в себе свет, благие намерения, а главное – любовь. И это основное отличие искусства от всего остального. Наверное, там еще много всего, но вот если нет этого компонента, то и искусства нет. Тут вам и задача, и цель, и мотив, и процесс.

– То есть человек искусства не должен бояться повторять прописные истины, говорить о давно известных вещах, поскольку любовь, свет – категории вечные, которые не могут устареть?

– Вечные темы не могут устареть, но дело даже не в этом. Ведь у каждого своя голова и свое сердце.  И вот этот взгляд каждого отдельного человека на любовь, на смерть, на смелость… – вот что интересно. А так как каждый человек уникален, то и повториться невозможно, если он, конечно, не ворует, не копирует. Человек ролью, рисунком, танцем и так далее всегда говорит о себе и своем понимании этих вечных тем. И чем больше, масштабнее, шире, смелее этот человек, тем интереснее наблюдать за результатом. Мне так кажется.

oYn x3sgG08 1 - Актриса ВДТ Алина Бичай о жизни в Москве и Великих Луках

Главная роль в спектакле «Золушка»

– Должен ли актер быть еще немного и режиссером? Или это может навредить постановке?

– Актер должен быть в постоянном сотрудничестве с режиссером: предлагать, задавать вопросы, ошибаться – работать над своей ролью. Тогда и режиссеру есть от чего оттолкнуться. Но все-таки режиссер на площадке один, ему нужно доверять, хотя ситуации, конечно, разные бывают.

– Как отметили День театра в нынешних условиях?

– Выпили шампанское и разошлись по домам.

– Не такая уж фантастическая ситуация в свете последних событий. Чем бы занялись, если бы пришлось надолго оказаться в своих четырех стенах? Вы бы отнеслись к этому как к наказанию?

– Ох, это было бы жутким наказанием. Я уже говорила, что мне нужны пространство и выбор. Я очень свободолюбивый человек, и сидеть дома мне сложно. Но если бы обстоятельства так сложились, то начала бы готовить сложные вещи, делала бы все то, что делаю в свободное время, только детальнее: смотрела спектакли, фильмы, читала книги, теорию, работала над ролями, делала зарядку, вычистила дом, затеяла перестановку… И очень надеюсь, что не съела бы весь дом.

J7AlHDyTa4k - Актриса ВДТ Алина Бичай о жизни в Москве и Великих Луках

Женщина-полицейский в спектакле «Человек из Подольска»

– А работа над какой ролью (если помечтать) превратила бы это «жуткое наказание» в огромную радость? Есть вообще такая роль-мечта?

– Пока нет. Честное слово. Я еще так мало времени провела в театре, так мало умею, что все мои мечты упираются в желание стать полноценным актером, профессионалом: изучить пантомиму, научиться хорошо петь и танцевать, наметать глаз на разбор роли…

– Работаете ли Вы в настоящее время над новыми ролями? Ожидать ли премьеры с вашим участием?

– Да. Сейчас у нас идет работа над спектаклем по пьесе Кальдерона «С любовью не шутят». Режиссер спектакля Анна Потапова. Очень интересный процесс, не буду раскрывать всех секретов, но мне очень нравится все, что происходит сейчас на репетициях, и я верю в отличный результат.

– Что должно произойти в этом мире, чтобы Алина Бичай сказала: «Да ну вас с вашим театром, найду себе более доходную работу»?

– Сейчас у меня нет детей, нет обязательств. Если я пойму, что в угоду любимому делу мои дети голодают, то начну искать более доходное любимое дело. Да и вообще это процесс накопительный, через несколько лет я просто могу сказать: гори все огнем, жизнь одна, я хочу путешествовать, помогать родителям, покупать хорошую косметику. Но не удивлюсь, если через несколько лет я снова скажу: гори оно все огнем, жизнь одна – и буду заниматься тем, чем всегда мечтала, – театром.

Беседовал С. Жарков
Фото А. Воробьёва